АДАПТАЦИОННАЯ ГРУППА
Сегодня многие дошкольные учреждения предлагают родителям будущих воспитанников такую услугу как адаптационная группа для детей, не посещающих учреждение дошкольного образования, позволяющая подготовить детей и их родителей к поступлению в детский сад. Группа, в которой все участники процесса – ребёнок, педагог и родители при тесном ролевом сотрудничестве не только познакомятся и узнают друг друга поближе, но и смогут выработать адекватный для всех стиль поведения, снять тревогу и беспокойство.
Ещё до поступления в детский сад мы предлагаем родителям наших будущих воспитанников пройти адаптационную группу, чтобы уменьшить последствия эмоционального стресса и более быстро нормализовать защитные силы организма малыша.
Адаптация начинается с прихода детей в группу, где их радушно встречает воспитатель и вовлекает в разнообразную деятельность, не давая скучать и чувствовать себя одиноко. Дети в сопровождении родителей делают зарядку, играют в подвижные игры, конструируют из песка и др. Педагог всячески активизирует игровое сотрудничество в группе: даёт поручения, оказывает поддержку детям, выражает одобрение по поводу совместных игр. В общем, происходит проигрывание основных режимных моментов, последовательное формирование психологической автономности ребёнка от значимого близкого в условиях группы кратковременного пребывания: от «Мы играем только вместе», затем «Я играю сам, но ты будь рядом», «Иди, я немножко поиграю один» и как результат - «Мне хорошо здесь. Я готов отпустить тебя».
При планировании работы адаптационной группы наши педагоги вводят такой компонент, как «Мамина школа». Это время, когда с родителями проводятся беседы на различную тематику: о подготовке ребёнка к посещению детского сада, о требованиях к одежде и обуви ребёнка, о критериях выбора игрушек, о правилах здорового питания, о том, как надо вести себя с маленьким упрямцем и другие, а ещё проводится анкетирование и индивидуальные консультации по запросам родителей.
При активном включении в процесс родителей ребёнка, как правило, достигаются лучшие результаты: успешная адаптация к новым социальным условиям; формируется доверие к окружающему миру, возрастает познавательная активность, дети раннего возраста свободно идут на контакт с другими взрослыми; у родителей формируется доверие к дошкольному учреждению, к педагогическому персоналу. Самое важное на наш взгляд: если мама ведет себя спокойно и доверчиво по отношению к педагогам, то и ребенок ощущает себя комфортно.
Посещение адаптационной группы желательно для чувствительных, впечатлительных, тревожных детей, а также имеющих проблемы в общении со взрослыми и сверстниками. А родителям тех детей, которые с радостью приходят в детский сад, которые спокойны, доброжелательны и с удовольствием участвуют в совместной деятельности, наоборот, можно рекомендовать реже посещать адаптационную группу или оставлять там на некоторое время малыша одного. Иначе у ребёнка может сформироваться ошибочное представление о том, что в детском саду дети находятся вместе с мамами.
Надо отметить, что с будущими воспитанниками детского сада работают, конечно же, опытные специалисты. Им помогают музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания и педагог-психолог. Общими усилиями они стараются наладить доброжелательные отношения с детьми, завлечь их интересной деятельностью.
Адаптационная группа
открыта для детей 2-х - 3-х лет, не посещающих дошкольное учреждение,
с 1 апреля по 30 июня
2 раза в неделю (вторник, четверг) с 10 до 12.00
на платной основе
Задачи работы адаптационной группы:
- плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в учреждении дошкольного образования;
- всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям учреждения дошкольного образования;
- содействие семье в физическом, психическом и личностном развитии ребенка раннего возраста;
- педагогическое просвещение родителей.
В проведении занятий участвуют специалисты, дети и родители.
После каждого занятия в группе организована работа консультационного пункта для родителей «Справочное бюро». Родителям предоставляется возможность задать интересующие их вопросы специалистам дошкольного учреждения.