Для чего скажи, мой друг,
музыка нужна?
Чтоб понять печаль и горе,
пенье соловья,
Чтобы в радостном порыве
петь и танцевать,
Чтобы чувства, настроенье мы
без слов могли понять.
ПОЕМ С МАМОЙ ВМЕСТЕ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ДОМАШНЕМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ С ДЕТЬМИ 2-4 ЛЕТ
Насколько важно заниматься пением?
Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет выразить чувства, объединяет малыша и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме того, является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. При регулярном разучивании дети подпевают лёгкие песенки в двух-трёхлетнем возрасте, а к пяти годам будут помнить — узнавать и подпевать — около 50 песенок.
Могут ли родители помочь малышу петь чисто?
Безусловно, могут. Доя этого сначала взрослый должен выучить песенку сам, пропеть её несколько раз под фонограмму, затем — следом за записью по фразам, останавливая кассету в конце каждой фразы.
Разучивать песенку можно в присутствии ребёнка. За несколько дней до этого взрослый знакомит малыша с песенкой, напевая её как бы для себя, используя для продления подвижной игры, рассказывая сказку. Подбор материала проводится в порядке возрастающей трудности, с учётом желания ребёнка.
Во время разучивания взрослому следует сидеть на низком стуле напротив ребёнка так, чтобы их лица были на одной высоте. Малыш может сидеть или стоять (в этом положении петь легче, голос лучше звучит), для уверенности можно дать в руки куклу или игрушку, взять его за руку.
Очень важно, чтобы ребёнок спел чисто уже первый звук песенки. Можно
сначала попеть один слог на этом первом звуке. Пение на один слог особенно важно для плохо говорящих детей, но и для детей постарше тоже очень полезно. Удобно петь на слоги: «ма», «му», «ду», «ля», «та» и др. После нескольких попыток ребёнок обычно подстраивается голосом к первому звуку. Если же он не может подстроиться голосом к ноте, подскажите, что надо петь «тоньше» или «толще», покажите, как спел он, а затем — как надо было спеть. Важно помочь малышу лучше слышать свой голос. Предложите ему несколько заданий: петь, закрыв одно или оба уха ладошками, с закрытым ртом, в микрофон, чтобы слышать свой голос из динамика.
Хорошей подготовкой к пению будет разучивание текста тоненьким, «кукольным» голосом, а также исполнение звукоподражаний (писк цыплят, мяуканье котят и т.п.) Разучивая песенку, взрослый должен показывать, как надо петь (очень медленно, отделяя один слог от другого), и подсказывать малышу: «Пой тоньше, как куколка» или «Пой толстым голоском».
Как часто надо петь с ребёнком?
Петь с малышом желательно каждый день, но непродолжительное время, не утомляя ребёнка. Можно проводить игры, в которых малыш поёт уже разученные песенки. Особенно активно ребёнок поёт в том случае, когда после определённых слов песенки кукла или игрушка «выполняет» какие-либо действия. Например, появляется и убегает зайка («В огороде заинька»), кукла ложится спать («Гули-гули»), цыплята клюют зёрнышки («Цыплята») и т.п.
Литература: Середа Е. Внедрение комплекса инновационных музыкальных методик и технологий для развития музыкального слуха и голоса у детей дошкольного возраста //Пралеска. – 2007. – № 11.
Музыка – мир радостных переживаний.
Чтобы открыть для ребёнка этот мир, надо развивать у него способности: музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Для этого необходимо воспитывать любовь и интерес к музыке, приобщать ребенка к разнообразным видам деятельности: пению, ритмике, игре на детских инструментах. Если ребёнка приобщают к активной практической деятельности, то происходит развитие всех его способностей (активизируется творчество) и первоначальное формирование музыкального вкуса. Развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общедуховой культуры в будущем. Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычат под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?
А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонации. Ещё в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, всё, что происходило во внешнем мире. Видите: первую информацию о мире он получил ещё до рождения и именно через слух!
Исследования нейрофизиологов показали, что формирование мозга начинается на четвертой недели внутриутробного развития. Образование специфических связей между клетками – создание материальной основы интеллекта – происходит у зародыша задолго до рождения. Уже у 6-7- месячного плода кора головного мозга приобретает способность к активной переработке информации. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг ещё не родившегося ребёнка оказывают воздействие звуки: шумы внутренних органов матери, ее голос, удары сердца и звуки извне – музыка, гудки машин, шум ветра и т.д. В настоящее время имеются доказательства того, что ребенок ещё до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и обогащение его внутриутробного опыта в значительной степени влияет на все последующее развитие.
Только что родившийся человек помнит мелодии: он может выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности. Не так давно были опубликованы исследования, установившие способность грудных детей узнавать сказку, многократно прочитанную матерью до их рождения. Шестнадцати женщинам было дано задание в последние шесть с половиной недель перед родами дважды в день вслух читать детскую сказку о коте. Когда же новорожденным были предъявлены две записки голоса матери, на одной из которых была сказка о коте, а на другой иная сказка, они выбирали знакомый рассказ, показав это изменением ритма сосания.
Известен эксперимент с участием 700 будущих матерей, которые пытались общаться со своими еще не родившимися младенцами. Многие из этих детей начали произносить первые слова уже в три - четыре месяца, в семь - ходить, а в возрасте около года – выговаривать некоторые сложные слова.
Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряженность мускулов. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаём для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребенка.
Малыш растёт, все большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень внимания. И вот результат: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по радио или в магнитофонных записях, с экрана ТВ. У них, как правило, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух. Они не умеют петь, а самое главное – у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от неё удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование.
А нужно ли им это? Да, очень нужно. Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их в себе. Но ведь не любая форма их разрядки приемлема. Истерика, агрессия, хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние – чувство вины. Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме.
Безусловно, музыка – это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка – это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него формируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного.
Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка. Исследования известных учёных педагогов подсказывают возможность и необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают влияние музыки на формирующийся плод в период беременности женщины и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние времена музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряла рост клеток, отвечающих за рост интеллекта человека.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направить их на физическое оздоровление.
Для настоящей музыки нет ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь ее слушать.
Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое воспитание окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части общей духовой культуры в будущем.
Многие родители довольны, когда их дети громко поют песни взрослого репертуара, не следя за тем, чтобы они пели спокойно, без надрыва и крика.
Взрослые песни рассчитаны на диапазон голоса взрослого человека, а, дети, исполняя их, занимаются подражанием и срывают голос. У малышей небольшой диапазон голосовых возможностей. При систематической работе дети достигают правильного чистого интонирования.
Иногда ребенок поет фальшиво и из-за нарушения слухового аппарата или болезней носа и горла.
Рекомендуем узнавать у воспитателей группы песенный репертуар, разученный на музыкальных занятиях и петь дома вместе с детьми, следя за тем, чтобы дети пели не крикливо, без надрыва.
Товарищи родители, вы можете оказать неоценимую помощь в деле музыкального воспитания детей, если будете интересоваться успехами ваших детей на музыкальных занятиях.
Слушая исполнения песни вашим ребенком напоминайте ему, что петь надо мягким, нежным голосом, правильно брать дыхание, тогда звучание песни будет приятное и после исполнения песни у ребенка не будет неприятных ощущений в горле.
Развивайте силу голоса своего ребенка, для этого закрепите понятия: тихо, громко.
Напомните, что колыбельные песни исполняются тихим, мягким голосом, а песни – марши исполняются звонкими голосами. Яркий, контрастный показ даст ребенку лучше понять, что такое громкий и тихий звук.
Памятка для родителей
-
Раннее проявление музыкальных способностей ребёнка говорит о том, что необходимо начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения» - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет упущено.
-
Пусть развития музыкальности каждого ребёнка неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения, что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
-
Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.
-
Не «прикрепляйте» вашему ребёнку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
-
Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится. Чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой